Пятница, 26.04.2024, 00:26
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Март » 31 » Факторы психического развития детей: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность
14:22
Факторы психического развития детей: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность

Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность, игра и депривация. В данной статье мы рассмотрим первые пять из перечисленных. Действие их наблюдается в комплексе, и на разных стадиях развития ребенка им присваивается разная степень значимости. Факторы психического развития способны оказывать и положительное воздействие на становление личности и негативное. Обладание знанием о данных факторах определяет эффективность правильного понимания действий человека.


Наследственность

Наследственность — это особая способность человеческого организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.
 

От родителей ребенок наследует родовые признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос и кожи, строение лица, рук, наследственные патологии, особенности темперамента, задатки способностей.
 

Существует вероятность получения от родителей детьми асоциального поведения. В таком случае важно создать ребенку благоприятную среду, которая сможет на «нет» свести врожденные особенности и снизить риск их дальнейшего развития. Генетические факторы способны влиять даже на развитие некоторых психических заболеваний, например, шизофрении.
 

К счастью ребенок вместе с генами наследует и задатки, то есть потенциальные возможности развития.

Они, конечно, не являются готовыми способностями к какому-либо виду деятельности, однако было отмечено, что детишки, обладающие специальными задатками, в скором темпе развиваются и достигают наиболее высоких результатов. Если ребенку предоставить все необходимые условия, такие задатки проявятся еще в раннем возрасте.
 

Влияние наследственности велико, но не думайте, что оно бесконечно. Гены каждому ребенку достаются случайно и то, как они проявятся, зависит от многих факторов, которые взрослые могут держать под контролем.
 

Среда

Среда — это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные ценности.
 

Благоприятной географической средой является местность с обилием световых и водных ресурсов, растительного и животного мира. От этого зависит социализация биологических свойств ребенка.
 

Благоприятной социальной средой является та, где идеи и ценности направлены на развитие творчества и инициативности ребенка.
 

Существуют факторы преднамеренного воздействия на ребенка. К ним мы относим, например, строй и политику государства, школу, семью и пр. Такие социальные факторы, как искусство, культура и СМИ дают ребенку возможность развиваться. Прошу заметить, что это всего лишь возможность. Не во всех случаях она обеспечивает формирование необходимых личностных качеств.
 

Немаловажное место среди социальных факторов отводят воспитанию, которое является источником формирования определенных качеств и способностей ребенка. Воспитание влияет на качества, которые были даны природой, внося в их содержание новую лепту и адаптируя к конкретным социальным условиям.
 

Огромная роль отводится домашней среде.

Семья определяет круг интересов, потребностей, взглядов и ценностей человека. Семья создает условия для развития задатков, закладываются моральные, нравственные и социальные качества. Социальная и домашняя среда могут оказывать и отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка: грубость, скандалы, невежество.
 

Более высокий уровень детского психического развития достигается там, где условия более благоприятные.
 

Обучение

Не всякое обучение эффективно, а лишь то, которое опережает развитие ребенка. Дети под руководством взрослых усваивают достижения человеческой культуры, чем определяется их движение вперед. Движущая сила психического развития - это внутреннее противоречие между тем, что уже достигнуто и тем новым содержанием, которым ребенок только собирается овладеть.
 

Задача обучения – сформировать и развить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующие высокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же время подготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровню развития.
 

Воспитание

Какую роль воспитание играет в психическом развитии ребенка однозначно не определит ни один психолог. Кто-то утверждает, что воспитание бессильно при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды. Другие полагают, что воспитание - это единственное средство изменения человеческой природы.
 

Посредством воспитания можно управлять активностью ребенка и процессом его психического развития.

Оно участвует в формировании характера потребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя его участия.
 

Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствует принятым общественным нормам и правилам поведения.
 

Активность

Активность — это деятельное состояние детского организма, которое является обязательным условием существования и поведения ребенка.
 

Человек - активно деятельное существо, поэтому внешнее воздействие на его психику определяется не прямо, а через взаимодействие со средой, через деятельность в этой самой среде. Активность проявляется в активациях, поиске, различных рефлексах, воле и актах свободного самоопределения.
 

Внешние условия и обстоятельства преломляются через жизненный опыт, личность, индивидуальные и психические особенности человека. Ребенок как активное существо может самостоятельно менять свою личность, то есть заниматься самоактуализацией, самопостроением и саморазвитием.
 

Активность ребенка проявляется в его способности блокировать/усиливать позитивные и негативные организменные или же средовые ограничения и в способности выходить за рамки заданных условий жизнедеятельности, то есть проявлять инициативу, творчество, поиск, преодолевать что-либо и пр.
 

Наибольшая активность у ребенка наблюдается в периоды взросления, а потом и в периоды возрастных кризисов, когда открытие и переоценка своего Я приобретают особую роль.
 

Развивайтесь и будьте здоровы!

Автор: Кристина Осипова

Категория: Новости | Просмотров: 1220 | Добавил: alien | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: