Пятница, 29.03.2024, 03:28
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Март » 31 » Готовим ребёнка к школе (эмоционально-волевая готовность)
19:03
Готовим ребёнка к школе (эмоционально-волевая готовность)

О готовности к школьному обучению говорит ещё и то, умеет ли ребёнок управлять своим поведением, управлять своими действиями, выделять, что важнее для него именно сейчас и т.д. Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого и т.д. будущий школьник должен уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели. В школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.

         Что же делать для развития воли ребёнка? Как развивать волю будущего школьника?

         Во-первых, для эмоционально-волевой готовности к школьному обучению на помощь может придти всё та же сюжетно-ролевая игра, в частности в «Школу», где Вы, взяв на себя роль учителя, будете давать несложные, но скучные на первый взгляд задания, например, рисование палочек или крючочков в тетради, обвести трафареты, посчитать в прямом и обратном порядке, решить задачку и т.д. В игре дети лучше всего включают свои волевые процессы.

         Во-вторых, для развития воли ребёнка хорошо подойдут несложные задания, которые ребёнок будет выполнять по инструкции. Например, взять карандаш или фломастер определённого цвета, открыть книгу на нужной странице, отступить от края страницы три клеточки вниз и пять клеточек справа и т.д.

         В-третьих, для развития воли хороши дидактические игры с чёткими правилами и чёткой инструкцией, конструирование по образцу и по схеме, пересказ сказок или рассказов по схематическому плану и пр.

         В-четвёртых, становлению произвольности поведения способствует система специально разработанных заданий на сравнение с образцом.

Вот примеры таких заданий.

«Дорисуй мышкам хвосты»

Нарисованы мышиные головы, необходимо дорисовать мышкам хвостики, которые представляют элементы прописных букв.

«Дорисуй ручки для зонтиков»

Нарисованы купола зонтиков, у двух из них нарисованы ручки, ребёнку даётся инструкция дорисовать ручки у всех зонтиков, так же как на образце. Обратите внимание, что ручки зонтиков, так же как и хвостики мышек представляют собой элементы букв.

 

         Эти два упражнения разработал А.Л. Венгер для диагностики школьной зрелости старших дошкольников.

«Графический диктант»

Ребёнок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого. Взрослый диктует в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии (например, две клеточки вправо, три клеточки вверх, две клеточки вправо, три клеточки вниз, две клеточки вправо и т.д.), а затем предлагает дорисовать получившийся под диктовку узор до конца страницы. Узоры усложняются со временем. Ещё один совет – сначала рассмотрите с ребёнком клеточки на тетрадном листе. Предложите поставить в каждой клеточке в строчке точку. Предложите обвести клеточки, придумать узор из клеточек, а только потом приступать к графическому диктанту. Как усложнённый вариант можно придумать какую-нибудь фигуру и нарисовать её под диктовку по клеточкам.

 

 

«Образец и правило» (методика Д.Б. Эльконина, которая часто используется для диагностики школьной готовности ребёнка).

Это упражнение предполагает одновременно следование в своей работе образцу (даётся задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. нельзя соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником). 

 

«Дорисуй предмет»

Ребёнку даны незаконченные рисунки, которые нужно дорисовать. Можно придумать какую-нибудь интересную историю про эти картинки, чтобы заинтересовать ребёнка. Например, Мальвина нарисовала для Пьеро рисунки, а злой волшебник заколдовал их, помоги Мальвине расколдовать её рисунки и дорисуй их.

 

«Следуй инструкции» (очень полезное упражнение для развития умения слушать инструкции и следовать ей).

В игре принимают участие 2 человека. Один из участников игры строит что-нибудь за ширмой из строительного материала, а затем даёт указания второму участнику, который, не видя постройки, должен сделать точно такую же. Конечно, сначала роль инструктора Вы должны взять на себя и своим примером научить ребёнка правильно давать инструкции. Например: «Возьми синий кубик и красный кирпичик. Будем строить домик. Кладу рядом два кирпичика на широкую сторону, затем, на них ставлю по 2 кубика… и т.д.». После этого участники игры меняются ролями. Здесь Вы тоже будете обучать ребёнка задавать уточняющие вопросы: «На какую сторону ставить кирпичик? На каком расстоянии? И т.д.».

Это лишь некоторые упражнения, которые способствуют эмоционально волевой готовности ребёнка к обучению в школе. В дальнейшем будут рассмотрены другие упражнения для развития воли и произвольности поведения старших дошкольников.

Категория: Новости | Просмотров: 2209 | Добавил: alien | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: