Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?
Родители могут оценить уровень "зрелости" с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.
Оценка развития познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
- Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать - мебель)?
- Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
- Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
- Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового развития
- Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
- Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
- Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
- В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
- Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
- Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,...)
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п...)?
Зрительная память
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из Зх картинок, а затем одну убрать?
- Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
- Понимает ли он, что читают слева направо?
- Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
- Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей
- Может ли ребенок рифмовать слова?
- Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
- Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
- Задает ли вопросы о словах, об их значении?
|